(Или Псалтирь с восследованием), характерный для поздней славянской книжной традиции богослужебный сборник, включающий, как правило, 4 основных раздела: 1) Псалтирь, 2) Часослов, 3) Канонник с келейными молитвами, 4) синаксарь - месяцеслов (святцы) с добавлением указаний на памяти периодов Великого поста и Пятидесятницы. Сборник сформировался в результате стремления объединить в одной книге тексты, необходимые для простейшей формы совершения богослужения. Нередко к П. с. добавляются приложения с тропарями, богородичнами, троичнами, уставными главами, келейными молитвами, отдельными чинопоследованиями, в конце могут помещаться календарные таблицы с пасхалией.
Присоединение к Псалтири библейских песней является общей особенностью простой Псалтири и П. с. (кроме рус. послениконовских изданий П. с.). Добавление к Псалтири др. богослужебных книг засвидетельствовано в визант. рукописях. Наиболее ранний пример объединения с Часословом относится к IX в. (Taurin. B. VII. 30 - см.: Parpulov. 2014. P. 58). С XII в. в визант. Псалтирях появляются месяцеслов, различные наборы канонов (по числу гласов или на каждый день седмицы), с XIII в.- Акафист Пресв. Богородице (Ibid. P. 59, 62). Количество гимнографических приложений со временем растет, добавляются молитвы перед причащением и после него и т. д. Однако в греч. печатных изданиях с XV в. по настоящее время Псалтирь издается в простой форме, без соединения с Часословом и канонами.
В славянской рукописной традиции П. с. появляется вместе с Иерусалимским уставом. Одной из древнейших рукописей П. с. является автограф митр. Киприана (РГБ. Ф. 173/I. № 142; см.: Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 66-100), в состав которого входят Псалтирь с библейскими песнями, Часослов, синаксарь, ряд служб и канонов (канон Пресв. Троице, служба Благовещения, молебный канон Пресв. Богородице, Акафист Пресв. Богородице, служба Господу Иисусу Христу, канон на исход души, молитвы ко св. Причащению и др.). В рукописях П. с. XV-XVII вв. в состав книги могли включаться самые разные разделы (см.: Семячко. 2011).
В славянском книгопечатании П. с. (в форме соединения Псалтири, Часослова и синаксарных разделов с добавлением нек-рых канонов и др. приложений) стала печататься уже с кон. XV в. (самое раннее издание: Цетине, 1495) - в такой форме П. с. известна в южно- и восточнослав. изданиях. Количество и порядок добавляемых к П. с. канонов и целых последований различаются в разных издательских традициях.
Полный круг седмичных канонов в южнослав. изданиях XVI в. не печатается. В первопечатном издании 1495 г. присутствуют Акафист Пресв. Богородице с его стихирами и каноном, акафист Иоанну Предтечи с каноном, чины молебнов Пресв. Богородице и свт. Николаю с канонами. Похожий состав имеет издание 1521 г. (Горажде), в к-рое включены 2 молебных чина - Пресв. Богородице и свт. Николаю, Акафист Пресв. Богородице, службы Великой субботы и Пасхи. Те П. с., к-рые издавались в Милешеве и Венеции с 1520 г., не содержат канонов.
В 1570 г. в Заблудове была напечатана Псалтирь с приложением Часослова (в Часослове приводятся только инципиты псалмов), канонов в этом издании нет - в определенном отношении это можно связать с традицией П. с.
В некоторых случаях П. с. с теми или иными дополнениями получала особое название. В 1598 г. в Остроге была издана книга под названием «Правило истинного живота христианского». В 1622 г. в Вильно - «Полъустав». Соединение П. с. с молитвами Фикары получило название «Брашно духовное», оно было издано в Кутеинском монастыре в 1639 г., повторено без молитв Фикары в Иверском мон-ре в 1661 г. В Киево-Печерской лавре в 1643 г. была издана книга, в заглавии к-рой были соединены 2 более ранних названия: «Полуустав, или Правило истинного живота христианского» (Вознесенский. 2019).
На московском Печатном дворе П. с. издавалась с 1625 г. (Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. С. 32). Она состояла из Псалтири с библейскими песнями, избранных псалмов с величаниями (отсутствующих в южнослав. изданиях), Часослова и синаксаря, различных дополнений с тропарями и богородичнами, а также расширенного свода последований и отдельных канонов (воскресной службы 6-го гласа, службы «по вся дни», канонов Иисусу Сладчайшему, Благовещению, Небесным силам, ангелу-хранителю, Иоанну Предтече, Пресв. Богородице Одигитрии, св. апостолам, свт. Николаю, Кресту, канона на Плач Пресв. Богородицы с повечерия Великой пятницы, канона на Погребение Спасителя, Акафиста с его стихирами и каноном; этот раздел в целом соответствует порядку памятей седмичных дней, с рядом дополнений). Следующий раздел включает дополнительные каноны, употребление которых могло быть связано с практикой совершения молебнов: последование св. Купины, каноны Успению Пресв. Богородицы, Всем святым, 3 святителям Московским, за творящих милостыню, за болящих, молебный канон Пресв. Богородице «в наведении печали», каноны на разлучение души от тела и о единоумершем. В состав книги включены вечерние и утренние келейные молитвы и правило ко св. Причащению. В издании 1640 г. добавляется канон свт. Иоанну Златоусту, в издании 1651 г.- каноны свт. Василию Великому, свт. Григорию Богослову, ап. Иоанну Богослову.
Серьезная переработка состава П. с. была предпринята в 50-х гг. XVII в., при патриархе Никоне. В издании П. с. 1658 г. библейские песни были перенесены в последование утрени, исключены практически все каноны, кроме службы акафиста, молебного канона Пресв. Богородице, канона Иисусу Сладчайшему, канона ангелу-хранителю (эти каноны предваряют в послениконовских изданиях правило ко св. Причащению). Далее помещаются: канон на исход души, особое изложение месяцеслова (в краткой мнемонической форме, творение Христофора, патрикия и анфипата Митилинского,- только в издании 1658 г.), служба архангелам, воскресная служба 6-го гласа и служба «по вся дни», последование по исходе души от тела. Т. о., из издания были удалены каноны на большую часть будних дней, а также вечерние и утренние молитвы. В последующих изданиях (напр., 1669, 1671, 1686 гг.) помещены каноны на все дни седмицы, но без особых молебных канонов, характерных для дониконовских изданий П. с. В более поздних изданиях (напр., 1718 г.) в конце книги, после пасхалии, добавляются молитвы утренние, от осквернения и на сон грядущим, канон ангелу-хранителю, правило для готовящихся к служению литургии и указ о тропарях и кондаках (из Типикона, гл. 52). В XIX в. к канону Иисусу Сладчайшему добавляется акафист Иисусу Сладчайшему и эта часть переставляется на место перед Акафистом Пресв. Богородице (см., напр., издание 1846 г.). В некоторых изданиях последования с молитвами переносятся в середину книги, на место между Часословом и седмичными канонами (напр.: Чернигов, 1763).